Содержание
И как влияет наследие на обстановку сейчас
Несмотря на заявления о всеобщем равенстве, быт советских граждан очень различался.
Номенклатурные работники, актеры, писатели и другие представители элиты жили в просторных квартирах — дореволюционном фонде или новых «сталинках». Остальные ютились в уплотненных коммуналках и малогабаритных квартирах, например в хрущевках.
Мы все еще ощущаем влияние советских традиций в интерьерах. И даже если квартира сделана нарочито богатой, часто исходная точка для такого дизайна — простота советского быта.
Расскажу, как менялась домашняя обстановка на протяжении прошлого века, зачем нужно окно между кухней и ванной в хрущевках и как космическая эра повлияла на дизайн квартир.
Что вы узнаете
- Интерьер коммуналки: основа советского быта
- Как повлиял на интерьеры сталинский ампир
- Массовое строительство и интерьеры хрущевок
- Был ли в СССР интерьерный дизайн
- Интерьеры 1990-х
- Как современные интерьеры связаны с прошлыми
Интерьер коммуналки: основа советского быта
Коммуналки, бараки и другие формы общежития хорошо вписывались в идеологию советской эпохи. Желание сделать быт не только функциональным, но и уютным, высмеивалось и называлось мещанством. Это надолго застопорило развитие массовых интерьеров.
Во время революции и Гражданской войны интерьеры никак не развивались и не менялись — разве что в бедных домах могли появиться элементы обстановки из разграбленных усадеб. Следующий этап в развитии интерьерного дизайна приходится на период нэпа и впоследствии на эпоху индустриализации.
Подробнее о том, как жили люди в эпоху нэпа, можно послушать в лекции историка Артема Голбина о быте советских граждан.
1926 год. Ленинград. Работницы бумагопрядильной фабрики (сейчас комбинат им. С. Кирова) им. Степана Халтурина в общежитии на кухне. Фотография: ЦГАКФФД
Но коммуналки по-своему изменили облик жилья.
Богатство старых интерьеров перемешалось с простотой новых. Новая власть расселила рабочих за счет уплотнения. Так называли подселение жильцов в квартиры тех, кто остался в России после революции. В основном это была интеллигенция, которой оставляли одну комнату, а в остальные заселяли рабочих и крестьян. Быт новых и старых жильцов сильно различался.
Новым жителям изящная мебель была недоступна, поэтому дореволюционные вещи уплотненных или бывших хозяев комбинировали с тем, что удалось купить на толкучках или с рук. В этот момент зародилась традиция ставить красивые вещи на видное место и закрывать мебель чехлами, чтобы не испортить.
На стенах остались картины от старых хозяев, а изящные стулья соседствуют с грубыми табуретками. 1937 год. «Новоселье (Рабочий Петроград)». Художник: К. С. Петров‑Водкин / Государственная Третьяковская галерея
В квартирах появились общественные пространства и общие вещи. В коммуналке кухня становится сердцем дома: на ней ведутся разговоры и проходит большая часть жизни.
Из-за необходимости делить пространство возникла стихийная эргономика: вещи редко дублировались, потому что можно было воспользоваться соседским тазом или ведром.
На этом фото уже не 30-е годы, а закат СССР — это видно по одежде жильцов, но долгое время мало что менялось. Фотография: Николай Никитин / ТАСС
Из площади стали выжимать максимум. В 1930 году в Москве средняя норма жилой площади составляла 5,5 м² на человека. Для сравнения: в 2024 году учетная норма — 10 м² на человека.
Из необходимости компактно разместить множество жильцов появились многоэтажные кровати, этажерки и антресоли.
Мы чувствуем отголоски этих времен, когда пытаемся запихнуть все вещи в микростудию или разместить их в съемной комнате.
1930‑е годы. Старая квартира стахановца. Восемь человек на 12 метрах. Фотография: РГАКФД
Как повлиял на интерьеры сталинский ампир
Сталинки — разговорное название домов, которые стали возводить с 1933 года. Это малоэтажная застройка из кирпича с элементами классического стиля. Например, пилястрами — так называется выступ-полуколонна на стене — и лепниной.
Сталинки разделялись на номенклатурные, директорские, рядовые и типовые. И в первых двух быт отличался от того, что можно было увидеть в коммуналках: хозяева квартир обедали в столовой, а гостей принимали в гостиной.
Соответственно, и обстановка не сильно отличалась от дореволюционных интерьеров среднего класса. Присутствовали дорогая мебель, роскошные обивки, хрусталь и предметы искусства. Появились сталинский письменный стол с зеленым сукном и настольные лампы с зелеными абажурами.
Сталинский ампир определил, как выглядит богатый интерьер в СССР. Вот его основные признаки:
- Массивная, надежная и качественная мебель. В сталинках это был либо антиквариат, либо приближенный к нему визуально новодел. В просторных комнатах с высокими потолками такая мебель смотрелась органично.
- На полу — паркет. Стены отделаны дорогими обоями, а вместо плитки — мрамор. Спустя почти сотню лет эти вещи все еще считаются признаком богатства.
- Детали интерьера в классическом стиле — хрустальные люстры, тяжелые шторы и так далее.
Тот самый стол с зеленым сукном. Фотография: Пресс-служба ФСО России / РИА Новости
Массовое строительство и интерьеры хрущевок
4 ноября 1955 года вышло постановление № 1871 ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и это стало началом эры хрущевок.
Типовые быстровозводимые дома позволили расселить коммуналки. Семьи, которые ютились в крохотных комнатках и пользовались общей кухней, получили в пользование просторные по меркам времени квартиры со всеми удобствами: водоснабжением, канализацией и электричеством.
Появились и новые интерьерные реалии.
Эргономичная мебель. Небольшие квартиры предполагали такую же компактную мебель. Не у всех получалось ее достать, но все старались. Самые известные элементы эпохи — стенка, стол-книжка и раскладной диван.
Стол-книжка позволял менять пространство в небольшой квартире: в сложенном виде он служил консолью, с одним поднятым крылом — письменным столом, а за полностью разложенным собирались на праздниках.
Раскладной диван, как и стол-книжка, стал символом гостеприимства. Он частично заменил раскладушки, которые были приняты в коммуналках.
Украшательство и служение вещам. Получив отдельное жилье, люди начали его украшать. Сказалось и то, что пружину «украшательство — это мещанство» сжимали слишком долго, и то, что внешне дома были сугубо функциональными. Раз фасады не изменить, сделаем красиво внутри квартир.
При этом особенно выделиться было сложно, и это высмеивали в кино. В «Иронии судьбы» главный герой спутал и дом, и квартиру, потому что все было одинаковым.
Это довольно стильный интерьер: посмотрите, как зеленые стены сочетаются с красными стульями. Кадр: «Ирония судьбы, или с легким паром» / Мосфильм
Поскольку интересные элементы обстановки были в дефиците, вещи, которые могли повысить статус жильцов в глазах гостей, сохраняли и доставали только на праздник. Так поступали со скатертями, красивой посудой и даже обивкой мебели, которую закрывали чехлами.
Вещи стали самоцелью, а у кого-то и вовсе предметом своеобразного культа. Борьба с мещанством закончилась поражением.
В фильме «Москва слезам не верит» показан интерьер в богатом доме: здесь и стенка, и дорогая мебель, и хрусталь. Кадр: «Москва слезам не верит» / Мосфильм
Маленькая кухня. Предполагалось, что в эпоху коммунизма люди будут питаться в столовых, стирать в прачечных, а дома — максимум разогревать еду. Поэтому кухни в типовых домах делали маленькими. За этим — идея освобождения женщин от бытового рабства.
Есть и еще одна причина: экономия времени. На маленькой кухне легко дотянуться до всех ящиков не сходя с места, а не наматывать километры по огромному помещению.
Окно в ванную. Выделяют три причины, по которым между ванной и кухней оставляли застекленное окно:
- в СССР боролись с туберкулезом, и попадание дополнительного солнечного света в ванную комнату регламентировалось;
- экономия электричества: в течение дня можно было не зажигать свет в санузле;
- защита от взрыва газа: при взрыве бытового газа стекло вылетало и смягчало ударную волну.
Низкие потолки. Потолок высотой 248 см взят из расчетов французского архитектора Ле Корбюзье. По его мнению, это минимально комфортный размер для жилья.
Был ли в СССР интерьерный дизайн
Был, но назывался художественным конструированием — и простых людей с ним не знакомили. За дизайн предметов для дома отвечали Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ) и Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ).
Начиная с первой послевоенной выставки в 1956 году и до конца 1960-х в СССР состоялось восемь выставок, на которых демонстрировали достижения мебельного дизайна. Тогда же появились массовые тиражи мебели. Не всем удавалось их достать, но если у вас остался интересный стеллаж или кресло с того времени — скорее всего, из этих коллекций.
Впоследствии эти дизайнерские решения станут популярными в Европе и разовьются до мебели из «Икеи». А в СССР они массовости не получат.
Набор мебели К58-103, представленный на Первом Всесоюзном конкурсе на лучшие образцы мебели в Новых Черемушках. Ю. Случевский, А. Белорусский, конструктор Е. Дружинин, ЦМКБ Главстандартдома при Госстрое СССР. Источник: «Справочная книга столяра-строителя и мебельщика», Стариков А. Н., 1963
В кино показывали модные на тот момент интерьеры. Например, в квартире Семена Семеновича Горбункова висят стильные шторы с цветочным принтом, а кресло впишется даже в современную квартиру. Кадр: «Бриллиантовая рука» / Мосфильм
В 1960-е годы мир дизайна захлестнули космические идеи. Специалисты ВНИИТЭ, например, спроектировали пылесос «Сатурн» и магнитофон «Комета». Другие предприятия не отставали: сотрудники Днепропетровского агрегатного завода создали культовый пылесос «Ракета-7».
Увлечение космосом подарило миру аэродинамический стиль: футуристичные кресла, треугольные столики, минималистичные формы. Многие предметы того времени хорошо выглядят до сих пор и вписываются в современные интерьеры.
Роскошные футуристические кресла впишутся и в современную обстановку. Набор мебели Кр61-137 со встроенным шкафом-перегородкой. Е. Бочарова, А. Стронгин и др. Источник: ЦМКБ, 1961
Интерьеры 1990-х
Стабильность в интерьерах сохранялась до самого развала СССР. Она породила современный мем про «бабушатник» — типичную квартиру с советским ремонтом и обстановкой.
После развала союза обстановка изменилась: если раньше были деньги, но не было хорошей мебели, то теперь мебель появилась, но купить ее оказалось для большинства невозможно. Поэтому почти все 90-е люди прожили в тех же «бабушатниках», изредка меняя обветшалые вещи на новые, которые ничем принципиально не отличались.
Когда советская номенклатура потеряла власть, стали появляться нувориши , выросшие в панельках и самой простой обстановке позднего СССР. Весь этот антиквариат и пыль сталинских времен им не нравились. Но и четко сформированного представления о красоте у них не было, поэтому символами богатства стали признаки эпохи: телевизор, видеомагнитофон и аудиосистема — и все это в жилье, где много мрамора, дерева и позолоты.
В итоге мы получили то, что впоследствии назвали евроремонтом конца 90-х и начала 2000-х. Это многоуровневые потолки с подсветкой, объемные диваны и кресла, часто кожаные — отголосок интерьеров номенклатурных сталинок, дорогая, но стилистически несочетаемая мебель. Высокие технологии пытались примирить с классическими интерьерами, которые казались на тот момент богатыми. Получалось плохо.
Есть несколько теорий, почему кожаные гарнитуры стали модными в конце 90-х. Первая — мода на кожаные диваны в отелях Европы. Для общественных пространств это оптимальный вариант: на диване в лобби мало сидят и его можно легко протереть при необходимости. К тому же отель может позволить себе вариант из натуральной кожи. Выехавшие за границу россияне подхватили тренд и стали использовать кожаную мебель в квартирах.
Вторая теория гласит, что кожаные диваны были модными за рубежом с 1960-х, но в СССР их не завозили. Когда на рынке появилась разнообразная мебель, кожаные диваны привлекли больше внимания просто на контрасте. Они выглядели роскошно и стоили дорого. К тому же брутальная кожа хорошо вписывалась в видение прекрасного у тех, кто мог себе это позволить.
Если в советскую эпоху признаком богатого интерьера была стенка с хрусталем, то в конце 90-х и начале 2000-х им стал кожаный мягкий гарнитур черного, коньячного или молочного цвета. Со временем появились аналоги из кожзама, которые выглядели хуже и облезали за несколько лет.
Очень хорошо евроремонт показан в сериале Next, который начал выходить с 2001 года. Колонны с золотой окантовкой и картина в багетной раме соседствуют с модными кожаными креслами и спотами на потолке. Кадр: сериал Next / РЕН ТВ
Как современные интерьеры связаны с прошлыми
В 1950-х в США развивался мидсенчури, в 1980-х в Италии придумали мемфис , а в Англии — шебби-шик . В СССР в это же время ставили стенку с хрусталем и раскладной стол.
Когда в России появилась возможность делать интерьеры как хочется, а не из того, что удалось достать, многие растерялись. Отсюда появились следующие особенности.
«Креативные» ремонты. Невозможность реализовать что-то действительно оригинальное вылилась в странные ремонты, которые и в 2025 году можно увидеть на «Авито» и других сайтах с объявлениями.
На смену однообразным интерьерам пришел креатив: фотообои, цветные глянцевые потолки, подсветка в самых неожиданных местах. Такие ремонты называют дизайнерскими, портя впечатление о дизайнерах. Источник: avito.ru
Пример странного ремонта — квартира-дворец. Сложно представить, как здесь жить. Источник: mirkvartir.ru
Евроремонт. Это постсоветский ремонт, где классические элементы соединяются с современными — часто странно: споты на многоуровневом потолке с лепниной или телевизоры в багетной раме.
На «Авито» этот вид ремонта тоже часто называют дизайнерским. На самом деле дизайнера для работы над проектом не привлекают: это заметно по композиции, выбору палитры, сочетанию материалов. Дизайнерским он называется из-за дорогих материалов и нестандартных — обычно очень странных — решений, например многоуровневого потолка или акцентной стены с фотообоями. Хозяева сами придумывают дизайн или просят прораба помочь, но этого обычно недостаточно для создания гармоничного интерьера.
Классика в панельке: дворцовые столы и стулья, декоративная штукатурка, споты на натяжном потолке и кондиционер — все это никак не сочетается. Источник: avito.ru
Многоуровневые конструкции с подсветкой, которые делают и так низкие потолки еще ниже. Источник: avito.ru
С другой стороны, есть и позитивные тенденции. Еще 20 лет назад интерьерный дизайн был прерогативой только очень богатых людей. Сейчас грамотных и талантливых дизайнеров стало больше, а дизайн-проект перестал быть люксовой услугой.
Появляется «новый русский стиль» — переосмысление исторического наследия в рамках современной эстетики. В новых интерьерах за основу берут дизайн 1960-х годов, часто используют лаконичную и уместную лепнину.
Стеклоблоки и характерные кресла из 1960-х грамотно вписывают в интерьер. При этом стиль не выглядит устаревшим, потому что все элементы сочетаются друг с другом.
В интерьерах используют винтажную мебель и декор или современные ретроаналоги. Например, совсем необязательно сохранять старую лепнину, если она выглядит плохо: можно заменить ее современной пенополиуретановой в эстетике прошлого века.
Классика становится лаконичнее: из лепнины есть карниз и розетка на потолке. Детали советской эпохи, например стеклоблоки, переосмысливаются. Все вместе выглядит современно и стильно. Дизайнер — Сара Михайлова, декоратор — Дарья Сухарева, фотограф — София Корелена. Источник: saradiza.ru
Что в итоге
Интерьер — это очень важная часть жизни человека. Даже при ограниченных возможностях люди стараются создать комфорт и красоту в доме. В течение 20 века интерьерный дизайн в России практически не развивался, но сейчас он переживает ренессанс: появляются интересные дизайнерские решения, стало больше хороших дизайнеров, а обычные люди прокачивают вкус и насмотренность.
Российские интерьеры становятся в один ряд с зарубежными, и это огромный прогресс за последние 25 лет. Надеемся, что эта тенденция сохранится и больше квартир станут красивыми и удобными.